ДОН ЖУАН В САНДАЛИЯХ
В этом году Владимиру Высоцкому исполнилось бы 85 лет. Кино показывало нам его разным - поручик Брусенцов («Служили два товарища»), старший оперуполномоченный Глеб Жеглов (“Место встречи изменить нельзя”) или радист Володя (“Вертикаль”), Гамлет. Среди киногероев, которых Владимир Семенович воплощал в кино, есть один совершенно неожиданный. В фильме «Единственная» Иосифа Хейфица актер сыграл руководителя клубного кружка песни, Бураковского.
Своеобразный образ рокового мужчины. Высоцкий описывает свою роль так: "В этом фильме я играю странную для себя роль, первый раз я такое играю. Я играю там роль такого соблазнителя... Но не в полном смысле этого слова Дон Жуана, а он такой "обшарпанный соблазнитель". У него все вещи, вроде бы, хорошие, но только они были хорошими лет десять тому назад, а так у него все пуговицы оторваны, пиджак замшевый обшарпанный. Мне этот пиджак сшили в Доме моделей, а потом мы его долго, дружно, дня три тёрли песком и грязью... Носки промокшие, осенью ходит он в сандалиях. В общем, такой ненатуральный соблазнитель, но получается, что по ходу дела он должен соблазнять. Ну а чем он должен соблазнять? Значит, я там тоже пою песню..."*
Песню «Погоня» Бураковский исполняет не так как мы привыкли слышать её в концертных выступлениях Высоцкого, но произвести впечатление на девушку ему совершенно точно удаётся. Хотя, возможно, дело и не в песне, а в той жалости, с которой Танюша смотрит на руководителя своего коллектива. За роль Танюши Елена Проклова получила в 1976 году две премии «За лучшую женскую роль».
В тетрадях Иосифа Ефимовича Хейфица, хранящихся в архиве ЦГАЛИ СПб, образ Бураковского прописан режиссером с учетом множества деталей. Описан характер героя, его предыстория и как с помощью одежды и внешности это подчеркнуть: «И здесь Таня замечает, что брюки внутри обтрёпаны, или не хватает пуговицы на пиджаке...или висит рядом с плащом авоська, а в ней батон и пачка чаю». В тетрадях есть рисунок ботинок Бураковского, но в итоговый вариант вошли заляпанные грязью сандалии со спущенными носками. Небольшая деталь, которая подчеркивает образ несостоявшегося гения. Небольшая роль, которая подтверждает мастерство актёра и профессионализм режиссёра.
____________________________________________________________
* Фонограмма выступления: Касабланка, Марокко, теплоход "Белоруссия", апрель 1976 года.
1. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-257. Оп. 26. Д. 108. Л. 22 об. (фото 144). Альбом рабочих моментов и кадров из фильма “Единственная”. В.С.Высоцкий в роли Бураковского. Подлинник. Ч/б позитив.
2. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-257. Оп. 26. Д. 108. Л. 2 об (фото 13). Альбом рабочих моментов и кадров из фильма “Единственная”. В.С. Высоцкий в роли Бураковского, Е. И. Проклова в роли Танюши. Подлинник. Ч/б позитив.
3. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-257. Оп. 26. Д. 108. Л. 2 об. (фото 40). Альбом рабочих моментов и кадров из фильма В.С. Высоцкий в роли Бураковского, Е. И. Проклова в роли Танюши. Подлинник. Ч/б позитив.
4. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-572. Оп. 1. Д. 61. Л. 24 об. Рисунок ботинок Бураковского. Режиссерские записи к фильму. Том 3, тетрадь 4. Автограф. Шариковая ручка, карандаш простой, карандаш зеленый.
5. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-572. Оп. 1. Д. 59. Л. 42. Описание персонажей. Бураковский. Режиссёрские записи к фильму. Том 1, тетрадь 1. Автограф. Шариковая ручка.
6. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-572. Оп. 1. Д. 59. Л. 42 об. Описание персонажей. Бураковский. Режиссёрские записи к фильму. Том 1, тетрадь 1. Автограф. Шариковая ручка.
7. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-572. Оп. 1. Д. 61. Л. 79. “ Анализ” Бураковского в глазами Танюши. Режиссёрские записи к фильму. Съемочная тетрадь № 5. Автограф. Чернила.
8. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-572. Оп. 1. Д. 60. Л. 23 об. Разбор литературного сценария. Бураковский вечером у Тани. Режиссерские записки. Тетрадь 2
9. ЦГАЛИ СПб Ф.Р-572. Оп. 1. Д. 60. Л. 24. Разбор литературного сценария. Бураковский вечером у Тани. Режиссерские записки. Тетрадь 2
#spbarchives #архивыспб #ЦГАЛИ #Ленфильм #Высоцкий